Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Уникальность прокурорской службы обусловлена и выполнением государственными служащими – прокурорскими работниками – одновременно различных правоохранительных, правозащитных, контрольно-надзорных и других функций, что указывает на многофункциональность данного вида службы. Такие характеристики службы в органах прокуратуры обусловливают повышенные требования к самой службе, к деловым и моральным качествам работников.
Государственная служба в органах прокуратуры находится в исключительном ведении Российской Федерации. Ключевые моменты всех ее механизмов регламентированы основополагающим федеральным законом. При этом, в отличие от других видов государственной службы, отдельные элементы данного механизма нашли свое отражение в положениях ст. 129 Конституции Российской Федерации, устанавливающих исключительные по сравнению с другими государственными органами условия и порядок назначения прокуроров на их должности.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере службы в органах и организациях прокуратуры.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие службу в органах и организациях прокуратуры
Целью исследования является анализ службы в органах и организациях прокуратуры.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть общие положения о службе в органах прокуратуры;
– рассмотреть условия и порядок приема на службу в органах и организациях прокуратуры;
– исследовать ограничения и запреты, связанные со службой в органах прокуратуры.
Методологическую основу исследования составляют следующие частно-научные методы исследования: сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как М.Ф. Асадуллаев, А.В. Смирнов, Е.В. Попов, О.В. Гончарова, М.А. Москалева, А.А. Усачев, Л.Н. Котлярова и др.
Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения о службе в органах прокуратуры
В системе государственных органов прокуратура занимают особое положение, предопределенное гл. 7 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» . Согласно последнему прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации наряду с другими функциями прежде всего надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России.
Служба в органах прокуратуры Российской Федерации является одним из видов федеральной государственной службы и занимает особое место в системе государственной службы, предопределенное прежде всего особым статусом самих органов прокуратуры, осуществляющих функции по обеспечению соблюдения законности со стороны всех государственных и негосударственных органов и организаций, а также граждан.
Изучение различной справочной и специальной литературы позволяет прийти к выводу, что ключевыми признаками словосочетания «государственная служба» являются ее активный и публично-правовой характер. Первый предопределяет государственную службу как вид деятельности, связанный с выполнением определенной работы, функции в отдельно взятом органе, второй – свидетельствует о публичном (общественном, гласном, открытом) характере данного вида деятельности, реализация которой должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными предписаниями .
Сущность государственной службы, по нашему мнению, сводится к выполнению лицом своих общественно значимых функций, направленных не на решение задач конкретного государственного органа, а, в первую очередь, на обеспечение эффективного функционирования всего государства в целом как механизма, в котором такой орган является лишь одним из его многочисленных взаимосвязанных элементов. В современном административном праве выделяется большое количество подходов к пониманию термина «государственная служба». Однако более выгодным представляется позиция ряда авторов, отстаивающих необходимость использования комплексного (системного) подхода к пониманию сущности и содержания государственной службы.
Так, И.Г. Мищенко и М.А. Гордеева определяют государственную службу как установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени .
Б.Б. Жамбалов раскрывает государственную службу как осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическую деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (то есть от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов .
В целом, как отмечается в специальной литературе, в рамках комплексного подхода государственная служба представляет собой сложное административно-правовое явление, связанное с организацией и административно-правовым регулированием профессиональной деятельности граждан в сфере выполнения внешних и внутренних функций государственных органов, а также непосредственной организацией и прохождением государственной службы гражданами Российской Федерации.
Системное рассмотрение государственной службы подразумевает необходимость выделения в ее структуре внешней и внутренней сторон, первая из которых связана с непосредственной реализацией государственными служащими функций органов государственной власти по урегулированию общественных отношений, вторая – с осуществлением внутриорганизационной деятельности данных органов по повседневной организации их профильной деятельности, включая функции кадрового обеспечения (отбор, расстановка, выдвижение, перемещение и высвобождение служащих, обучение и воспитание), социальную защиту служащих и их семей.
Вместе с тем в современных условиях еще более прогрессивным следует считать интегративный подход, позволяющий максимально широкого рассматривать социально-правовое предназначение и административно-правовую природу государственной службы в ее онтологическом единстве. Интегративный подход подразумевает использование помимо традиционных материалистических способов познания иррациональных форм и способов познания. В этом случае государственная служба приобретает принципиально другой вид: она связана не просто с осуществлением гражданином профессиональной деятельности на конкретной должности, а представляет собой деятельность, основанную на долге, верности Родине, чести и совести при выполнении публичных функций и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. Федеральный закон от 06.02.2020 № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.02.2020. № 6. Ст. 594.
5. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника» // Собрание законодательства РФ. 02.09.2013. № 35. Ст. 4519.
6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 03.11.1999 № 82 «О Присяге прокурора (следователя)» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Том 2. М., 2004.
7. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»// Законность. № 6. 2010.
8. Асадуллаев М.Ф. Характеристика службы в органах прокуратуры: понятие, признаки // Современные гуманитарные исследования. 2019. № 1 (86). С. 82-86.
9. Гончарова О.В. Требования к кандидату на службу в органы прокуратуры // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 250-252.
10. Жамбалов Б.Б. К вопросу о правовом регулировании службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Проблемы становления гражданского общества. 2018. С. 159-161.
11. Мищенко И.Г., Гордеева М.А. Единство и дифференциация законодательства о службе в органах и организациях прокуратуры // Инновационные технологии в науке и образовании. 2019. С. 222-225.
12. Москалева М.А. Вопросы правового положения органов прокуратуры РФ в системе государственной службы // Вестник научных конференций. 2019. № 6-1 (46). С. 86-91.
13. Попов Е.В. Актуальные проблемы государственной службы в органах прокуратуры // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 106-108.
14. Попов Е.В. Основные направления совершенствования государственной службы в прокуратуре РФ // Современная наука и молодые учёные. Пенза, 2020. С. 153-155.
15. Смирнов А.А. Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры // Крымский Академический вестник. 2020. № 14. С. 162-165.
16. Смирнов А.В. Понятие и административно-правовая природа государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14. № 3. С. 394-399.
17. Усачев А.А., Котлярова Л.Н. Правовые основы психологического отбора претендентов при поступлении на службу в органы прокуратуры // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. Москва, 2018. С. 1358-1364.